добро-пожаловать-25 (700x110, 62Kb)
Уважаемые родители и ребята! На Учи.ру проходит олимпиада по математике.

Шпаргалочки

    Шпаргалочки по окружающему миру (3 кл.)
1. Значение Солнца на Земле:
         ·            источник тепла
         ·            условие жизни
         ·            источник света
2. Источники пресной воды:
·         ледники и снега
·         родники и ключи
·         осадки
·         водоёмы и водные потоки
3. Атмосфера – это воздушная оболочка, которая окружает Землю.
4. Роль атмосферы для нашей планеты:
·         кислород воздуха необходим для дыхания людей, растений и животных
·         атмосфера – это «шуба» планеты, сохраняет тепло
·         защищает  нашу планету от лишних солнечных лучей
·         защищает Землю от метеоритов
5. Погода - это облачность, осадки, влажность воздуха, атмосферное давление,
влажность воздуха, температура воздуха, направление и сила ветра.
6. Глобус – это модель планеты Земля.
7. Географическая карта – изображённая на плоскости поверхность Земли.
8. Устройство компаса:
·         магнитная стрелка  (синий конец стрелки - север, красный - юг)
·         шкала  (4 сектора- юг, запад, восток,  север)
·         корпус
9. Бактерии – это одни из самых маленьких и простых существ на Земле.
10. Формы бактерий: палочки, спиральки, шарики.
11. Виды бактерий по питанию:
·         «санитары» - потребляют остатки мёртвых организмов;
·         паразиты – вызывают различные заболевания, некоторые  приносят пользу (помогают переваривать пищу);
·         «помощники» - используют в кулинарии, при производстве лекарств, витаминов, удобрений.
12. Гриб состоит из шляпки, пенька, грибницы.
13. Виды грибов: шляпочные, трубчатые,  пластинчатые.
14. Отличие грибов от растений:
·         не имеют зелёной окраски,
·         не могут создавать для себя питательные вещества
15. Виды растений нашей планеты:
·         папоротники
·         хвойные
·         водоросли
·         цветковые
·         мхи
16. Флора – это мир растений.
17. Ядовитые  растения – бузина  красная, бузина чёрная,  снежноягодник  белый.
18. Органы растений:
·         корень – подземный  орган  растений, который  поглощает  из почвы  воду и минеральные соли;
·         стебель – часть побега, служит опорой листьям, почкам, цветкам, плодам,  по стеблю ко всем частям растения движется вода и питательные вещества;
·         лист – орган питания, без листьев растение погибает;
·         цветок 
·         плод с семенами.
19. Виды листьев: простые и сложные.
20. Побег – это сложный орган, состоящий из стебля, листьев и почек.
21. Части листа: листовая пластинка, черешок, прилистник.
22. Виды размножения растений:
·         вегетативное  (частями корня, стебля, листа)
·         с помощью семян
23. Отрасли земледелия: полеводство, огородничество, луговодство, садоводство.
24.  Фауна -  мир животных.
25. Разнообразие животных              
- одноклеточные                  
- многоклеточные (беспозвоночные, позвоночные)
26. Группы животных по питанию:
·         растительноядные (питаются растениями и их частями);
·         хищники (другими животными);
·         паразиты (кровью других животных);
·         всеядные  (растениями, животными).
27. Органы дыхания животных:
·         жабры (водные животные),
·         лёгкие (звери),
·          трахея (насекомые).
28. Беспозвоночные животные  - насекомые, пауки, моллюски (устрицы, мидии, улитки, кальмары, осьминоги),  раки, черви.
29. Позвоночные животные – лягушка, гепард, гадюка, птицы, рыбы  и т.д.
30. Солёные водоёмы – тунец, сельдь, скумбрия, минтай, треска…
      Пресные водоёмы – карась, судак, плотва, окунь, сазан, пескарь, сом…

31. Земноводные (амфибии) - рождаются  в воде,  живут в воде и на суше.
·         тритоны
·         лягушки
·         жабы
·         саламандры
·         квакши
 32. Пресмыкающиеся (рептилии) – позвоночные животные, живут в воде и на суше.
·         змеи
·         крокодилы
·         ящерицы
·         черепахи
·         хамелеоны
33. Виды птиц:
·         осёдлые  (глухарь, тетерев, сова)
·         кочующие (синица, сорока, галка, свиристель)
·         перелётные (ласточка, иволга, лебедь)
34. Млекопитающие – это звери, которые выкармливают своих детёнышей молоком.
·         крот
·         бегемот
·         ёж
·         лошадь
·         землеройка
·         обезьяна
35. Природные сообщества: лес,  луг, поле, сад, водоём.
36. Заповедник – это природная территория, на которой запрещается всякая хозяйственная деятельность человека.
37. Заповедники: Воронежский, Уссурийский,  Приокско-террасный.
38. Зачем создают заповедники:
·         растения и животные живут в привычной  природной среде;
·         учёные ведут наблюдения за флорой и фауной;
·         запрещены  отдых и туризм;
·         запрещены охота, рыбалка;
·         запрещены рубка деревьев, сбор ягод, грибов.
39. Национальный парк – природная территория, где, как  и в заповеднике, охраняются объекты природы. В парках могут отдыхать посетители.
40. Астрономия – это наука, которая изучает Вселенную, звёзды, планеты  и другие небесные тела.
41. Материк – это крупный массив суши, омываемый морями и океанами.
       Материки - Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида,
       Австралия,  Евразия.
42. Микроскоп – это прибор, который позволяет рассматривать очень маленькие
Объекты, не различимые простым глазом.
43. Перегной – это составная часть почвы, образовавшаяся  вследствие  разложения растительных и животных останков.
44. Экватор – это воображаемая линия, делящая земной шар на Северное и Южное полушария.


Шпаргалочки по русскому языку 3 класс
1. Грамматическая основаглавные члены предложения (подлежащее и сказуемое).
2. Подлежащее это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы кто? что?
Подлежащее подчёркивается одной чертой.
3. Подлежащее выражается именем существительным, местоимением, сочетанием слов.
4. Сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет действие, которое совершает предмет, его состояние и характеризует предмет.
Сказуемое подчёркивается двумя чертами.
5. Сказуемое выражается глаголом, существительным, прилагательным, краткой формой прилагательного.
6. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, потому что это уже предложение.
7.  Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает, как совершается действие, когда, где, по какой причине, с какой целью.
    Обстоятельство подчёркивается _  . _ . _ . _
Считалочка - Где? Куда?  Когда? Откуда? Почему?  Зачем? и  Как?
8. Обстоятельство  обозначает
         ·            место действия
         ·            время действия
         ·            цель действия
         ·            причина действия
 9. Определениеэто второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы  какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
   Определение  подчёркивается волнистой линией.
10. Дополнение - это второстепенный  член предложения, который отвечает на вопросы кого? чего?  кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?
   Дополнение  подчёркивается _ _ _ _ _ _
11. Дополнение обозначает
         ·            на какой предмет направлено действие
         ·            кому принадлежит предмет
12. Распространённое  предложениепредложение с второстепенными членами.
    Нераспространённое  предложениепредложение без второстепенных членов.
13. В приставках, оканчивающихся  на з//с, пишется буква с, если корень начинается буквой глухого согласного (бесполезный, искусать).
В остальных случаях пишется буква з: безопасный, разрубить.
14. После шипящих в корнях слов под ударением  звук  [о] обозначается буквой ё, если при изменении слова или образовании  родственного слова в этом корне звук [о] не слышится: пчёлы – пчела, жёлтый – желтеть.
В остальных случаях звук [о] обозначается буквой о: шорты, шорох.
15. В корнях слов после ж, ш, ч без ударения пишется буква о: жонглёр, лечо, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия.
16. В корнях слов после ц  звук [ы] обозначается буквой и: цирк, цифра.
Исключения: цыган, на цыпочках, цыц, цыплёнок, цыкнуть.
В окончаниях  после ц пишется буква ы: огурцы, певицы.
В словах  на – ция  пишется буква и: милиция, станция.
 17. Однородные члены предложения – члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же членом предложения.
Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
Однородные члены являются одним и тем же членом предложения.
18. Однородные члены произносятся с особой интонацией перечисления.
Разделяет их запятая.
19. В предложении есть «слова – помощники»  -   а,  но, да, и, или,  которые называются союзами.
20. Между однородными членами, соединёнными союзами а, но, ставится запятая.
                O, а O                   O, но O
21. Между однородными членами, соединёнными одиночными союзами и, или,  не ставится запятая. 
                 O и O                    O или O
22. Между однородными членами, соединёнными  повторяющимися  союзами и, или,  ставится  запятая перед вторым и последующими союзами.
                и  O, и O, и  O               или O, или O, или O
                O, и O, и O, и O             

Шпаргалочки  по русскому языку- 3 класс.
1. Падежи  имён существительных.
падеж
вспомогат. слово
вопросы
предлоги
Именительный
есть
кто? что?
------------------
Родительный
нет
кого? чего?
без, у, от, до, с, из, около, возле, для
Дательный
рад
кому?  чему?
к, по
Винительный
вижу
кого? что?
на, за, под,  через,
 в,  про
Творительный
любуюсь
кем? чем?
над, за, с, под, перед, между
Предложный
говорю
о ком? о чём?
в, о, об, на, при

2. Имя существительное в  И.п. в предложении чаще всего бывает подлежащим.
3. Форма И.п. единственного числа – это начальная форма имён существительных.
4. Суффикс – ок - всегда под ударением. 
    После шипящих в суффиксе  – ок -  пишется буква о.
5. В именах существительных мужского рода пишется суффикс  – ец - (молодец, храбрец).
   В именах существительных женского рода пишется суффикс  – иц - (девица, красавица).
6.  Сочетание  – ичк-  пишется в словах, образованных от слов на  -ица
    (лисица – лисичка).
     В остальных случаях пишется сочетание  - ечк - (чашка – чашечка).
7. Все существительные можно разделить на 3 группы – 3 склонения.
8. К первому склонению относятся имена существительные мужского и женского рода
    с  окончаниями – а, -я  в начальной форме.
9. Ко второму склонению относятся имена существительные мужского  рода с нулевым 
    окончанием в начальной форме и имена существительные среднего рода с окончаниями
     - о, -е  в начальной форме.
10. К третьему склонению относятся имена существительные женского  рода с нулевым 
    окончанием  и  ь  на конце в начальной форме.
11. Окончания имён существительных.

падеж
         1 склонение
         2 склонение
    3 склонение

       ж.р.,   м.р.
     м. р.,        ср. р.
         ж. р.
И.п.
-а, - я
     □              - о, - е
Р.п.
- ы, - и


Д.п.
- е
        -  у, - ю
- и
В.п.
- у, - ю
     □                - о, - е
Т.п.
- ой, - ей
- ом, - ем
- ю
П.п.
 - е
- е
- и

12.  Сочетание – инк – пишется в словах, образованных от слов на – ина (вершина – вершинка).
Сочетание  – енк– пишется в словах, образованных от слов на  – на, - ня ( сосна – сосенка).
13. Склонение – это изменение имён существительных по падежам в единственном и во множественном числе.

                       Шпаргалочки  по русскому языку- 3 класс.
1. Неодушевлённые существительные  - имена существительные, которые обозначают неживые предметы, растения, явления окружающего мира и отвечают на вопрос что?
2. Одушевлённые существительные  - имена существительные, которые обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто?
3. Собственные имена существительные называют такие предметы, которые единичны, неповторимы, не изменяются по числам.
·         Названия стран, городов, морей, океанов, улиц
·         Имена, отчества, фамилии людей
·         Клички животных
4. Нарицательные существительные  называют предметы, которые не являются единичными.
5. В окончаниях существительных после шипящих и ц  под ударением пишется буква о, а без ударения пишется буква е.
6. Способы словообразования существительных.
·         Приставочный
·         Суффиксальный
·         Приставочно – суффиксальный
·         Способ сложения с помощью соединительных гласных – о -, - е –
·         Сложение целых слов без соединительных гласных, пишутся через  дефисом
7. Окончания существительных множественного числа.

Падежи
       окончания
И.п.
-и, - ы, - а
Р.п.
□, - ов, - ев, - ей
Д.п.
-ам, - ем
В.п.
- и, - ы, - ей, □
Т.п.
- ами, - ями
П.п.
- ах, - ях
8. У существительных 1–го склонения  в форме множественного числа родительного падежа после шипящих мягкий знак не пишется.
9. Окончания существительных на – ий, - ия, - ие.

 падежи
Сущ. на – ий
  (гербарий)
Сущ. на – ие
   (решение)
Сущ. на – ия
     (линия)
И.п.
- е
Р.п.
- я
- я
- и
Д.п.
- ю
- ю
- и
В.п.
- е
- ю
Т.п.
- ем
- ем
- ей
П.п.
- и
- и
- и
10. Опорные слова для определения окончаний.
   1 склонение – весна, земля
   2 склонение – колесго, слон
   1 склонение – рожь
11. Имя прилагательное – часть речи, которая называет признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
12. Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам.
13. Имена прилагательные зависят от имён существительных.
14. Начальная форма прилагательного – это форма единственного числа  мужского рода именительного падежа.
15. В предложении имена прилагательные чаще являются определениями, но бывают сказуемыми.
16. Виды прилагательных по значению.
·         Качественные
·         Относительные
·         Притяжательные
17. Качественные прилагательные
·         называют такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени (подставляй слова более, менее, самый),
·         к ним можно подобрать антонимы,
·         от них можно образовывать слова с приставкой не –,
·         могут иметь краткую форму (изменяется по родам, числам, но не изменяется по падежам, является сказуемым, не пишется мягкий знак),
·         указывают на цвет, размер, свойство.
18. Относительные прилагательные
·         обозначают  такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени,
·         не имеют краткой формы,
·         образуются от существительных (музыка – музыкальный), глаголов (учить – учебный),
·         образуются от существительных при помощи суффиксов –н-, - ан-, - ян -, - ск -,
 - ин -, - ов -, - онн -, - енн – (суффиксальный способ) или  при помощи приставок
и суффиксов  (приставочно - суффиксальный способ)
19. Притяжательные прилагательные
·         указывают на принадлежность  предмета какому – либо лицу или животному (мамин платок, лисий хвост),
·         отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?
·         изменяются по родам, числам, падежам,
·         образуются при помощи суффиксов – ин -, - ын -, - ов -, - ев –,
·         после буквы ц пишется суффикс – ын –
20. Местоимения – это слова, которые указывают на предмет или признак, но не называют его.
21. Местоимения – существительные – местоимения, которые отвечают на вопрос кто? или что? (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они).
22. Местоимения – прилагательные – местоимения, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? (тот, эта, этот, наш, его, свой, весь, всякий и т. д.), являются определением.
23. Личные местоимения  называют определённое лицо.
·         Местоимения 1 лица – местоимения, которые называют говорящего.
·         Местоимения 2 лица  называют слушающего, того, к кому обращаются.
·         Местоимения 3 лица называют тех, о ком говорят.
24. Таблица личных местоимений.
Лицо
Единств. число
Множеств. число
1
Я
Мы
2
Ты
Вы
3
Он, она, оно
Они 

25. Изменение личных местоимений по падежам.
Падеж
Ед. ч.
Ед.ч
Ед.ч
Ед.ч
Мн. ч.
Мн. ч.
Мн. ч.
И.п.
Я
Ты
Он
Она
Мы
Вы
Они
Р.п.
Меня
Тебя
Его
Её
нас
Вас
Их
Д.п.
Мне
Тебе
Ему
Ей
Нам
Вами
Им
В.п.
Меня
Тебя
Его
Её
Нас
Вас
Их
Т.п.
Мной
Тобой
Им
Ею
Нами
Вами
Ими
П.п.
Обо мне
О тебе
О нём
О ней
О нас
О вас
О них





Шпаргалочки по окружающему миру 2 класс
 1. Звёзды бывают разные: 
  • великаны и лилипуты, 
  • голубые, жёлтые, оранжевые, красные 
2. В Солнечную  систему  входят  9 планет.
3. Солнце - это ближайшая  к Земле звезда.
4. Небесные тела - это все планеты и звёзды.
5. Луна - это спутник Земли.
6. Глобус - это модель Земли.
7. Царства живой природы:
  • бактерии - это мельчайшие живые существа
  • растения
  • грибы
  • животные
  • человек - часть живой природы
8. Строение  гриба: шляпка, тело гриба, грибница.
9. Какие животные живут на Земле:
  • черви - дождевые черви, пиявки
  • паукообразные 
  • насекомые
  • пресмыкающиеся (рептилии) - ящерица, черепаха, змея, гадюка
  • моллюски  - осьминог, виноградная улитка
  • рыбы
  • птицы
  • млекопитающие - летучая мышь, дельфин, рысь, белый медведь
  • ракообразные
  • иглокожие - морская звезда, морской ёж
  • земноводные (амфибии) - лягушка, тритон
10. Виды животных по способу питания: 
  • хищники
  • растительноядные
  • всеядные
11. Что помогает животным добывать пищу
  • строение органов животного
  • умение заманивать
  • умение выслеживать добычу
  • быстро бегать, лазать, прыгать
12. Жилища  животных: гнездо, хатка, берлога, муравейник, нора.
13. Строение листа: черешок,  прилистник,  листовая пластинка.
14. Виды листьев: простые, сложные.
15. Без листьев растение погибнет, потому что благодаря листве оно дышит. 
В листьях  образуются вещества,  необходимые для питания растения. 
16. Края листьев: целые, зубчатые, волнистые, края с выемками.
17. Как располагаются листья на стебле: по очереди, собраны в розетку, 
 напротив друг друга.
18. Стебель - это опора растения. По стеблю постоянно передвигаются питательные вещества и вода, поэтому растение живёт и развивается.
19. Стебли растений: 
  • прямостоячие  (дерево)
  • усы (земляника)
  • вьющийся  ( виноград)
  • покрыты колючками ( кактус)
  • соломина (хлебные злаки)
20. Корни растений: корнеплоды, луковицы, клубни.
21. Виды плодов: костянка,  ягода,  жёлудь, боб, коробочка, яблоко, летучка.
22. Лесные ярусы: деревья, кустарники, травы, грибы.
23. Что необходимо растению для жизни:
  • свет, тепло, воздух, вода, почва
24. Явления природы, связанные с водой:
  • облака,  пар, туман,  роса
  • разлив реки, снег, ледоход
  • иней, дождь
25. Состояния воды: 
  • жидкое  ( обычная вода, роса, дождь)
  • твёрдое ( лёд. снег)
  • газообразное ( водяной пар. туман, облака)
26. Водоёмы: океан, река, озеро, болото, пруд, море.
27. Строение рыб:
  • скелет
  • плавники - органы движения
  • тело покрыто чешуёй
  • жаберная крышка
  • жабры
  • органы чувств
28. Фантастические рыбы: рыба -ёж, меч - рыба, большерот,  акула - молот.
29. Исток - начало реки.
30. Устье - место, где река впадает в море, озеро или другую реку.
31. Русло - углубление на дне реки, по которому она  течёт.
32. Жители пресных водоёмов - карась, щука, сом, выдра, уклейка, стрекозы, бобры.
33. Растения пресных водоёмов - ряска, кувшинка белая, кубышка жёлтая, хара обыкновенная.
34. Животные болот - улитка виноградная, утка - кряква, аист, стрекоза, лягушка, лебедь, кулик, тритон, пиявки, выпь.
35. Растения болот - осока, камыш, рогоз, багульник, пушица.
36. Растения луга - тысячелистник, фиалка трёхцветная, клевер, донник.
37. Животные луга - бабочки, кузнечики, пчела, пауки, перепел.
38. Растения поля:  
      - зерновые культуры (пшеница, овёс, рожь, кукуруза, пшеница)
      - овощные
      - масличные (мак. подсолнечник)
      - прядильные (лён, хлопчатник)
      - бобовые ( фасоль, горох, арахис)
39. Животные поля - суслик, лиса, заяц, мышь полевая.
40. Растения сада:
     - цитрусовые (апельсин, мандарин, лимон)
     - семечковые (яблоко, груша, айва)
     - ягодные (смородина, малина, крыжовник, клубника)
     - косточковые ( вишня, слива, абрикос, персик).

41. Животные сада - жук жужелица, птицы, жаба.

Повторяйте правила по русскому языку, перейдя по ссылке     
                              

                                        Шпаргалочки  по  литературному чтению (2 класс)
1. Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.
2. Фольклор – это устное народное творчество ( пословицы, сказки, загадки, заклички,  небылицы, былины, песни, скороговорки, потешки).
3. Загадка – это произведение фольклора. В загадке предмет не назван, но в образной форме даются его признаки и особенности, по которым можно найти отгадку.
4. Былина это произведение устного народного  творчества  о богатырях и их подвигах.
5. Шутки высмеивают глупость, лень, зло, неправду.

6. Считалка – это маленькое фольклорное произведение для распределения ролей в игре.
7. Потешка – это веселое  произведение устного народного  творчества.  Потешками  забавляли  детей. 
8. Пословица – это произведение устного народного  творчества, которое  имеет  поучительный  смысл.
9.  Юмор – это добродушная шутка  над  каким- либо смешным поступком  или  поведением  героев  произведения.
10. Рассказ – это прозаическое произведение, в  котором автор рассказывает о каком – либо событии из жизни героя.
Рассказы о детях  ( Сергей Баруздин, Евгений Пермяк, Николай Николаевич Носов, Михаил  Михайлович  Зощенко, Александр Митта, Владимир   Григорьевич  Сутеев)

11. Скороговорка – это словесная забава, быстрая речь.
12. Басня – это поучительное произведение, написанное  в прозаической  или  поэтической  форме.
Баснописец – писатель,  который сочиняет басни (Иван  Андреевич  Крылов, Лев Николаевич Толстой).
13. Абзац это часть текста от одной красной строки  до следующей.
14. Виды  сказок: бытовые,  волшебные, о животных.
Бытовые сказки  рассказывают о жизни  людей,  с  которыми происходят необычные  истории.
15. Типы сказок:  народные и  литературные  (авторские).
Литературные  сказки  (Владимир   Григорьевич  Сутеев,  Леонид  Пантелеев, Братья Гримм, Ханс  Кристиан  Андерсен, Эдуард  Шим)

16. Диалог – это разговор двух или нескольких героев произведения.
17. Стихи о русской природе  (поэты - Иван  Саввич  Никитин, Феодосий Савинов,  Александр Прокофьев,  Сергей Романовский).

18. Рассказы о родной  природе ( Михаил Михайлович Пришвин, Георгий Алексеевич  Скребицкий,  Виталий  Бианки,  Николай  Иванович Сладков,  Иван Сергеевич Соколов – Микитов)

Комментариев нет:

Отправить комментарий