Шпаргалочки по
окружающему миру (3 кл.)
Шпаргалочки по русскому языку 3 класс
25. Изменение личных местоимений по падежам.
Шпаргалочки по окружающему миру 2 класс
Повторяйте правила по русскому языку, перейдя по ссылке
Шпаргалочки по литературному чтению (2 класс)
1. Значение Солнца на
Земле:
· источник тепла
· условие жизни
· источник света
2. Источники пресной воды:
· ледники и снега
· родники и ключи
· осадки
· водоёмы и водные потоки
3. Атмосфера – это воздушная
оболочка, которая окружает Землю.
4. Роль атмосферы для
нашей планеты:
· кислород воздуха необходим для дыхания людей, растений и животных
· атмосфера – это «шуба» планеты, сохраняет тепло
· защищает нашу планету от лишних солнечных лучей
· защищает Землю от метеоритов
5. Погода - это
облачность, осадки, влажность воздуха, атмосферное давление,
влажность воздуха,
температура воздуха, направление и сила ветра.
6. Глобус – это модель планеты
Земля.
7. Географическая карта – изображённая
на плоскости поверхность Земли.
8. Устройство компаса:
· магнитная стрелка (синий конец стрелки - север, красный - юг)
· шкала (4 сектора- юг, запад, восток, север)
· корпус
9. Бактерии – это одни из
самых маленьких и простых существ на Земле.
10. Формы бактерий: палочки, спиральки,
шарики.
11. Виды бактерий по
питанию:
· «санитары» - потребляют остатки мёртвых организмов;
· паразиты – вызывают различные заболевания, некоторые приносят
пользу (помогают переваривать пищу);
· «помощники» - используют в кулинарии, при производстве лекарств,
витаминов, удобрений.
12. Гриб состоит из
шляпки, пенька, грибницы.
13. Виды грибов:
шляпочные, трубчатые, пластинчатые.
14. Отличие грибов от
растений:
· не имеют зелёной окраски,
· не могут создавать для себя питательные вещества
15. Виды растений
нашей планеты:
· папоротники
· хвойные
· водоросли
· цветковые
· мхи
16. Флора – это мир
растений.
17. Ядовитые растения – бузина
красная, бузина чёрная, снежноягодник белый.
18. Органы растений:
· корень – подземный орган растений, который поглощает
из почвы воду и минеральные соли;
· стебель – часть побега, служит опорой листьям, почкам, цветкам,
плодам, по стеблю ко всем частям растения движется вода и питательные
вещества;
· лист – орган питания, без листьев растение погибает;
· цветок
· плод с семенами.
19. Виды листьев: простые и
сложные.
20. Побег – это сложный
орган, состоящий из стебля, листьев и почек.
21. Части листа: листовая пластинка,
черешок, прилистник.
22. Виды размножения растений:
· вегетативное (частями корня, стебля, листа)
· с помощью семян
23. Отрасли земледелия: полеводство,
огородничество, луговодство, садоводство.
24. Фауна - мир животных.
25. Разнообразие
животных
- одноклеточные
- многоклеточные (беспозвоночные,
позвоночные)
26. Группы животных по
питанию:
· растительноядные (питаются растениями и их частями);
· хищники (другими животными);
· паразиты (кровью других животных);
· всеядные (растениями, животными).
27. Органы дыхания животных:
· жабры (водные животные),
· лёгкие (звери),
· трахея (насекомые).
28. Беспозвоночные животные - насекомые,
пауки, моллюски (устрицы, мидии, улитки, кальмары, осьминоги), раки,
черви.
29. Позвоночные
животные – лягушка, гепард, гадюка, птицы, рыбы и т.д.
30. Солёные водоёмы – тунец, сельдь,
скумбрия, минтай, треска…
Пресные водоёмы – карась, судак,
плотва, окунь, сазан, пескарь, сом…
31. Земноводные
(амфибии) - рождаются в воде, живут в воде и на
суше.
· тритоны
· лягушки
· жабы
· саламандры
· квакши
32. Пресмыкающиеся
(рептилии) – позвоночные животные, живут в воде и на суше.
· змеи
· крокодилы
· ящерицы
· черепахи
· хамелеоны
33. Виды птиц:
· осёдлые (глухарь, тетерев, сова)
· кочующие (синица, сорока, галка, свиристель)
· перелётные (ласточка, иволга, лебедь)
34. Млекопитающие – это звери,
которые выкармливают своих детёнышей молоком.
· крот
· бегемот
· ёж
· лошадь
· землеройка
· обезьяна
35. Природные
сообщества: лес, луг, поле, сад, водоём.
36. Заповедник – это природная
территория, на которой запрещается всякая хозяйственная деятельность человека.
37. Заповедники:
Воронежский, Уссурийский, Приокско-террасный.
38. Зачем создают
заповедники:
· растения и животные живут в привычной природной среде;
· учёные ведут наблюдения за флорой и фауной;
· запрещены отдых и туризм;
· запрещены охота, рыбалка;
· запрещены рубка деревьев, сбор ягод, грибов.
39. Национальный парк – природная
территория, где, как и в заповеднике, охраняются объекты природы. В
парках могут отдыхать посетители.
40. Астрономия – это наука, которая
изучает Вселенную, звёзды, планеты и другие небесные тела.
41. Материк – это крупный массив
суши, омываемый морями и океанами.
Материки - Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида,
Австралия, Евразия.
42. Микроскоп – это прибор, который
позволяет рассматривать очень маленькие
Объекты, не различимые
простым глазом.
43. Перегной – это составная
часть почвы, образовавшаяся вследствие разложения растительных и
животных останков.
44. Экватор – это воображаемая
линия, делящая земной шар на Северное и Южное полушария.
Шпаргалочки по русскому языку 3 класс
1. Грамматическая основа – главные члены предложения (подлежащее и
сказуемое).
2.
Подлежащее
– это
главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в
предложении и отвечает на вопросы кто? что?
Подлежащее
подчёркивается одной чертой.
3.
Подлежащее выражается
именем существительным, местоимением, сочетанием слов.
4.
Сказуемое - это главный член предложения, который
связан с подлежащим и называет действие, которое совершает предмет, его
состояние и характеризует предмет.
Сказуемое
подчёркивается двумя чертами.
5.
Сказуемое
выражается
глаголом, существительным, прилагательным, краткой формой прилагательного.
6.
Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, потому
что это уже предложение.
7. Обстоятельство – это второстепенный член предложения,
который обозначает, как совершается действие, когда, где, по какой причине, с
какой целью.
Обстоятельство подчёркивается _ . _ . _ . _
Считалочка - Где?
Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и
Как?
8.
Обстоятельство
обозначает
·
место
действия
·
время
действия
·
цель
действия
·
причина
действия
9. Определение – это
второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает
на вопросы какой? какая? какое? какие?
чей? чья? чьё? чьи?
Определение подчёркивается волнистой линией.
10.
Дополнение - это
второстепенный член предложения, который
отвечает на вопросы кого? чего? кому?
чему? что? кем? чем? о ком? о чём?
Дополнение подчёркивается _ _ _ _ _ _
11.
Дополнение обозначает
·
на
какой предмет направлено действие
·
кому
принадлежит предмет
12.
Распространённое предложение
– предложение
с второстепенными
членами.
Нераспространённое предложение – предложение без второстепенных
членов.
13.
В приставках, оканчивающихся на з//с, пишется буква с, если корень
начинается буквой глухого согласного (бесполезный, искусать).
В
остальных случаях пишется буква з: безопасный, разрубить.
14.
После шипящих в корнях слов под ударением звук
[о] обозначается буквой ё, если при изменении
слова или образовании родственного слова
в этом корне звук [о]
не слышится: пчёлы – пчела, жёлтый – желтеть.
В
остальных случаях звук [о] обозначается буквой о: шорты, шорох.
15.
В корнях слов после ж, ш, ч без ударения пишется буква о: жонглёр, лечо,
шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия.
16.
В корнях слов после ц звук [ы] обозначается буквой и: цирк, цифра.
Исключения: цыган, на цыпочках, цыц, цыплёнок,
цыкнуть.
В
окончаниях после ц пишется буква ы: огурцы,
певицы.
В
словах на – ция пишется буква и: милиция,
станция.
17.
Однородные
члены предложения
– члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним
и тем же членом предложения.
Однородными
могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
Однородные
члены являются одним и тем же членом предложения.
18. Однородные члены произносятся с особой интонацией
перечисления.
Разделяет
их запятая.
19.
В предложении есть «слова – помощники»
- а,
но, да, и, или, которые
называются союзами.
20. Между однородными членами, соединёнными
союзами а,
но, ставится запятая.
O, а O O, но O
21. Между однородными членами, соединёнными
одиночными союзами и, или, не ставится запятая.
O и O O или O
22. Между однородными членами,
соединёнными повторяющимися союзами и, или, ставится
запятая перед вторым и последующими союзами.
и O, и O, и
O или O, или O, или
O
O, и O, и O, и O
Шпаргалочки по русскому языку- 3 класс.
1. Падежи
имён существительных.
падеж
|
вспомогат. слово
|
вопросы
|
предлоги
|
Именительный
|
есть
|
кто?
что?
|
------------------
|
Родительный
|
нет
|
кого?
чего?
|
без,
у, от, до, с, из, около, возле, для
|
Дательный
|
рад
|
кому? чему?
|
к,
по
|
Винительный
|
вижу
|
кого?
что?
|
на,
за, под, через,
в,
про
|
Творительный
|
любуюсь
|
кем?
чем?
|
над,
за, с, под, перед, между
|
Предложный
|
говорю
|
о
ком? о чём?
|
в,
о, об, на, при
|
2.
Имя существительное в И.п. в предложении
чаще всего бывает подлежащим.
3.
Форма И.п. единственного числа – это начальная форма имён существительных.
4.
Суффикс – ок - всегда под
ударением.
После шипящих в суффиксе – ок - пишется буква о.
5.
В именах существительных мужского рода пишется суффикс – ец -
(молодец, храбрец).
В именах
существительных женского рода пишется суффикс
– иц - (девица, красавица).
6. Сочетание
– ичк- пишется в словах, образованных от слов
на -ица
(лисица – лисичка).
В остальных случаях пишется сочетание - ечк -
(чашка – чашечка).
7.
Все существительные можно разделить на 3 группы – 3 склонения.
8.
К первому склонению относятся имена
существительные мужского и женского рода
с
окончаниями – а, -я в начальной форме.
9.
Ко второму склонению относятся имена
существительные мужского рода с
нулевым
окончанием в начальной форме и имена
существительные среднего рода с окончаниями
- о, -е
в начальной форме.
10.
К третьему склонению относятся имена
существительные женского рода с нулевым
окончанием
и ь на конце в начальной форме.
11.
Окончания имён существительных.
падеж
|
1 склонение
|
2 склонение
|
3 склонение
|
ж.р., м.р.
|
м. р., ср. р.
|
ж. р.
|
|
И.п.
|
-а, - я
|
□ - о, - е
|
□
|
Р.п.
|
- ы, - и
|
||
Д.п.
|
- е
|
-
у, - ю
|
- и
|
В.п.
|
- у, - ю
|
□ - о, - е
|
□
|
Т.п.
|
- ой, - ей
|
- ом, - ем
|
- ю
|
П.п.
|
- е
|
- е
|
- и
|
12. Сочетание – инк – пишется в словах, образованных от слов на – ина (вершина – вершинка).
Сочетание –
енк– пишется в словах, образованных от слов на – на, - ня ( сосна –
сосенка).
13.
Склонение – это изменение имён существительных по падежам в единственном и во множественном
числе.
Шпаргалочки по русскому языку- 3 класс.
1.
Неодушевлённые существительные - имена существительные, которые обозначают
неживые предметы, растения, явления окружающего мира и отвечают на вопрос что?
2.
Одушевлённые существительные - имена существительные, которые обозначают
людей и животных и отвечают на вопрос кто?
3. Собственные имена существительные
называют такие предметы, которые единичны, неповторимы, не изменяются по
числам.
·
Названия
стран, городов, морей, океанов, улиц
·
Имена,
отчества, фамилии людей
·
Клички
животных
4.
Нарицательные существительные называют предметы, которые не являются
единичными.
5.
В окончаниях существительных после шипящих и ц
под ударением пишется буква о, а без ударения пишется буква е.
6.
Способы словообразования
существительных.
·
Приставочный
·
Суффиксальный
·
Приставочно
– суффиксальный
·
Способ
сложения с помощью соединительных гласных – о -, - е –
·
Сложение
целых слов без соединительных гласных, пишутся через дефисом
7.
Окончания существительных множественного
числа.
Падежи
|
окончания
|
И.п.
|
-и,
- ы, - а
|
Р.п.
|
□,
- ов, - ев, - ей
|
Д.п.
|
-ам,
- ем
|
В.п.
|
-
и, - ы, - ей, □
|
Т.п.
|
-
ами, - ями
|
П.п.
|
-
ах, - ях
|
8.
У существительных 1–го склонения в форме
множественного числа родительного падежа после шипящих мягкий знак не пишется.
9. Окончания существительных на – ий, - ия,
- ие.
падежи
|
Сущ.
на – ий
(гербарий)
|
Сущ.
на – ие
(решение)
|
Сущ.
на – ия
(линия)
|
И.п.
|
□
|
-
е
|
-я
|
Р.п.
|
-
я
|
-
я
|
-
и
|
Д.п.
|
-
ю
|
-
ю
|
-
и
|
В.п.
|
□
|
-
е
|
-
ю
|
Т.п.
|
-
ем
|
-
ем
|
-
ей
|
П.п.
|
-
и
|
-
и
|
-
и
|
10.
Опорные слова для определения окончаний.
1 склонение – весна, земля
2 склонение – колесго, слон
1 склонение – рожь
11.
Имя прилагательное – часть речи,
которая называет признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое?
какие?
12.
Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам.
13.
Имена прилагательные зависят от имён существительных.
14.
Начальная форма прилагательного –
это форма единственного числа мужского
рода именительного падежа.
15.
В предложении имена прилагательные чаще являются определениями, но бывают сказуемыми.
16. Виды прилагательных по значению.
·
Качественные
·
Относительные
·
Притяжательные
17. Качественные прилагательные
·
называют
такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени
(подставляй слова более, менее, самый),
·
к
ним можно подобрать антонимы,
·
от
них можно образовывать слова с приставкой не
–,
·
могут
иметь краткую форму (изменяется по родам, числам, но не изменяется по падежам,
является сказуемым, не пишется мягкий знак),
·
указывают
на цвет, размер, свойство.
18.
Относительные прилагательные
·
обозначают такой признак предмета, который не может
проявляться в большей или меньшей степени,
·
не
имеют краткой формы,
·
образуются
от существительных (музыка – музыкальный), глаголов (учить – учебный),
·
образуются
от существительных при помощи суффиксов –н-, - ан-, - ян -, - ск -,
-
ин -, - ов -, - онн -, - енн – (суффиксальный способ) или при помощи приставок
и суффиксов (приставочно - суффиксальный способ)
19.
Притяжательные прилагательные
·
указывают
на принадлежность предмета какому – либо
лицу или животному (мамин платок, лисий хвост),
·
отвечают
на вопросы чей? чья? чьё? чьи?
·
изменяются
по родам, числам, падежам,
·
образуются
при помощи суффиксов – ин -, - ын -, - ов -, - ев –,
·
после
буквы ц пишется суффикс – ын –
20.
Местоимения – это слова, которые
указывают на предмет или признак, но не называют его.
21. Местоимения – существительные –
местоимения, которые отвечают на вопрос кто? или что? (я, ты, мы, вы, он, она,
оно, они).
22. Местоимения – прилагательные –
местоимения, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья?
чьё? чьи? (тот, эта, этот, наш, его, свой, весь, всякий и т. д.), являются
определением.
23.
Личные местоимения называют определённое
лицо.
·
Местоимения
1 лица – местоимения, которые называют говорящего.
·
Местоимения
2 лица называют слушающего, того, к кому
обращаются.
·
Местоимения
3 лица называют тех, о ком говорят.
24.
Таблица личных местоимений.
Лицо
|
Единств. число
|
Множеств.
число
|
1
|
Я
|
Мы
|
2
|
Ты
|
Вы
|
3
|
Он,
она, оно
|
Они
|
25. Изменение личных местоимений по падежам.
Падеж
|
Ед.
ч.
|
Ед.ч
|
Ед.ч
|
Ед.ч
|
Мн.
ч.
|
Мн.
ч.
|
Мн.
ч.
|
И.п.
|
Я
|
Ты
|
Он
|
Она
|
Мы
|
Вы
|
Они
|
Р.п.
|
Меня
|
Тебя
|
Его
|
Её
|
нас
|
Вас
|
Их
|
Д.п.
|
Мне
|
Тебе
|
Ему
|
Ей
|
Нам
|
Вами
|
Им
|
В.п.
|
Меня
|
Тебя
|
Его
|
Её
|
Нас
|
Вас
|
Их
|
Т.п.
|
Мной
|
Тобой
|
Им
|
Ею
|
Нами
|
Вами
|
Ими
|
П.п.
|
Обо
мне
|
О
тебе
|
О
нём
|
О
ней
|
О
нас
|
О
вас
|
О
них
|
Шпаргалочки по окружающему миру 2 класс
1. Звёзды бывают
разные:
- великаны и
лилипуты,
- голубые, жёлтые,
оранжевые, красные
2. В Солнечную систему входят 9 планет.
3.
Солнце - это ближайшая
к Земле звезда.
4. Небесные тела - это все планеты и звёзды.
5. Луна - это спутник Земли.
6. Глобус - это модель Земли.
7. Царства живой природы:
- бактерии - это
мельчайшие живые существа
- растения
- грибы
- животные
- человек - часть
живой природы
8. Строение гриба: шляпка, тело гриба,
грибница.
9. Какие животные живут на
Земле:
- черви - дождевые черви,
пиявки
- паукообразные
- насекомые
- пресмыкающиеся
(рептилии) - ящерица, черепаха, змея, гадюка
- моллюски -
осьминог, виноградная улитка
- рыбы
- птицы
- млекопитающие -
летучая мышь, дельфин, рысь, белый медведь
- ракообразные
- иглокожие -
морская звезда, морской ёж
- земноводные
(амфибии) - лягушка, тритон
10. Виды животных по способу
питания:
- хищники
- растительноядные
- всеядные
11. Что помогает животным
добывать пищу
- строение органов
животного
- умение заманивать
- умение
выслеживать добычу
- быстро бегать,
лазать, прыгать
12. Жилища животных: гнездо, хатка,
берлога, муравейник, нора.
13. Строение листа: черешок,
прилистник, листовая пластинка.
14. Виды листьев: простые, сложные.
15. Без листьев растение погибнет, потому что благодаря листве оно
дышит.
В листьях образуются вещества, необходимые для питания
растения.
16. Края листьев: целые, зубчатые,
волнистые, края с выемками.
17. Как располагаются листья на стебле: по очереди, собраны в
розетку,
напротив друг друга.
18. Стебель - это опора растения.
По стеблю постоянно передвигаются питательные вещества и вода, поэтому растение
живёт и развивается.
19. Стебли растений:
- прямостоячие
(дерево)
- усы (земляника)
- вьющийся (
виноград)
- покрыты колючками
( кактус)
- соломина (хлебные
злаки)
20. Корни растений: корнеплоды,
луковицы, клубни.
21. Виды плодов: костянка,
ягода, жёлудь, боб, коробочка, яблоко, летучка.
22. Лесные ярусы: деревья, кустарники, травы, грибы.
23. Что необходимо растению
для жизни:
- свет,
тепло, воздух, вода, почва
24. Явления природы, связанные с водой:
- облака,
пар, туман, роса
- разлив
реки, снег, ледоход
- иней, дождь
25. Состояния воды:
- жидкое (
обычная вода, роса, дождь)
- твёрдое ( лёд.
снег)
- газообразное (
водяной пар. туман, облака)
26. Водоёмы: океан, река, озеро, болото,
пруд, море.
27. Строение рыб:
- скелет
- плавники - органы
движения
- тело покрыто
чешуёй
- жаберная крышка
- жабры
- органы чувств
28. Фантастические рыбы: рыба -ёж, меч - рыба, большерот, акула - молот.
29. Исток - начало реки.
30. Устье - место, где река впадает в море, озеро или другую реку.
31. Русло - углубление на дне реки, по которому она течёт.
32. Жители пресных водоёмов - карась, щука, сом, выдра, уклейка, стрекозы, бобры.
33. Растения пресных водоёмов - ряска, кувшинка белая, кубышка жёлтая, хара обыкновенная.
34. Животные болот - улитка виноградная, утка - кряква, аист, стрекоза, лягушка, лебедь, кулик,
тритон, пиявки, выпь.
35. Растения болот - осока, камыш, рогоз,
багульник, пушица.
36. Растения луга - тысячелистник, фиалка трёхцветная, клевер, донник.
37. Животные луга - бабочки, кузнечики, пчела, пауки, перепел.
38. Растения поля:
- зерновые культуры (пшеница, овёс, рожь, кукуруза,
пшеница)
- овощные
- масличные (мак. подсолнечник)
- прядильные (лён, хлопчатник)
- бобовые ( фасоль, горох, арахис)
39. Животные поля - суслик, лиса, заяц, мышь полевая.
40. Растения сада:
- цитрусовые (апельсин, мандарин, лимон)
- семечковые (яблоко, груша, айва)
- ягодные (смородина, малина, крыжовник, клубника)
- косточковые ( вишня, слива, абрикос, персик).
41. Животные сада - жук жужелица, птицы,
жаба.
Повторяйте правила по русскому языку, перейдя по ссылке
Шпаргалочки по литературному чтению (2 класс)
1.
Диалог – это разговор двух
или нескольких лиц.
2.
Фольклор
– это устное народное творчество ( пословицы, сказки, загадки, заклички, небылицы, былины, песни, скороговорки,
потешки).
3.
Загадка
– это произведение фольклора. В загадке предмет не назван, но в образной форме
даются его признаки и особенности, по которым можно найти отгадку.
4.
Былина
– это произведение устного народного
творчества о богатырях и их
подвигах.
5.
Шутки высмеивают глупость, лень, зло,
неправду.
6.
Считалка
– это маленькое фольклорное произведение для распределения ролей в игре.
7.
Потешка
– это веселое произведение устного
народного творчества. Потешками
забавляли детей.
8.
Пословица
– это произведение устного народного
творчества, которое имеет поучительный
смысл.
9. Юмор – это добродушная шутка
над каким- либо смешным
поступком или поведением
героев произведения.
10.
Рассказ
– это прозаическое произведение, в
котором автор рассказывает о каком – либо событии из жизни героя.
Рассказы
о детях ( Сергей Баруздин, Евгений
Пермяк, Николай Николаевич Носов, Михаил
Михайлович Зощенко, Александр
Митта, Владимир Григорьевич Сутеев)
11.
Скороговорка
– это словесная забава, быстрая речь.
12.
Басня – это поучительное
произведение, написанное в
прозаической или поэтической
форме.
Баснописец – писатель, который сочиняет басни (Иван Андреевич
Крылов, Лев Николаевич Толстой).
13.
Абзац
– это часть текста от одной
красной строки до следующей.
14.
Виды
сказок: бытовые, волшебные, о животных.
Бытовые сказки рассказывают о жизни людей,
с которыми происходят
необычные истории.
15.
Типы
сказок: народные и литературные
(авторские).
Литературные сказки
(Владимир Григорьевич Сутеев, Леонид
Пантелеев, Братья Гримм, Ханс Кристиан
Андерсен, Эдуард Шим)
16.
Диалог
– это разговор двух или нескольких героев произведения.
17.
Стихи
о русской природе (поэты -
Иван Саввич Никитин, Феодосий Савинов, Александр Прокофьев, Сергей Романовский).
18.
Рассказы
о родной природе ( Михаил
Михайлович Пришвин, Георгий Алексеевич
Скребицкий, Виталий Бианки,
Николай Иванович Сладков, Иван Сергеевич Соколов – Микитов)
Комментариев нет:
Отправить комментарий